Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 03:42

МБОУ ДО ЦДО МО "КОШЕХАБЛЬСКИЙ РАЙОН"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [41]
Мини-чат
Наш опрос
Доступна ли информацию о деятельности учреждения?
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Возродить этнокультуру народа. Педагог Кулова Ф. Н.

Возродить этнокультуру народа.

 

Кто не дорожит народом, тот не дорожит собой.

(Адыгская пословица)

 

Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складывается мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусства и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсекает все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера, здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписанные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода.

Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утрачены и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность и уникальность социально-исторического опыта народа и являются оптимальными.

Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса.

Адыгские обычаи, традиции, несомненно, заслуживают серьезного внимания не только со стороны адыгов, но и всех живущих в Республике Адыгея народов, потому что адыгская культура, адыгский этикет «адыгэ хабзэ», «адыгагъэ» - это часть мировой культуры, которую необходимо вписать в само существо, в натуру, в поведение каждого человека.

Известно, что адыги немногочисленный народ. Но их традиции и обычаи всегда заслуживали внимания и восхищения, в том числе со стороны великих людей.

Мы стоим перед фактом. Год от года все большее число молодежи отходит от нашей истинной культуры. И мы прекрасно понимаем, что мы забываем мудрость наших предков. Процесс возрождения будет более результативным, если его начать с юного возраста. А так как самыми близкими для ребенка являются родители и учителя, то акцент в первую очередь нужно делать именно на семью и школу.

Богата и разнообразна педагогическая культура адыгов. Использование народных педагогических традиций приносит большую пользу в воспитании детей.

«Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения своего идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы» - писал великий педагог К.Д. Ушинский.

Исходя из всего сказанного, во время занятий в кружковой работе «Этнокультура адыгов» стараюсь использовать все, что разработано по этнокультуре адыгов (исторические источники, книги, альбомы, выступления на конференциях, научные разработки сотрудников республиканского научно-исследовательского института, газетные материалы ...). Учащиеся с большим интересом слушают рассказы о нашей малой родине, пишут рефераты. Им очень интересно все, что касается символики РА, культуры, быта прошлого адыгского народа. Иногда бывают такие моменты, когда некоторые члены кружка изъявляют желание написать рефераты, например, о быте адыгов в разные века в сравнительном ракурсе. При этом они делают соответствующие выводы. Такие факты меня, конечно, радуют, потому что чем больше мы знаем, чем больше интересуемся прошлым и настоящим Нашего народа, тем больше будем знать о наших предках, и тем больше будет уверенности в том, что наша жизнь ста­нет лучше, так как наши предки оставили нам очень хорошее наследие в плане «адыгагъэ», «адыгэ нэмыс».

За прошлый учебный год особый интерес у учащихся кружка вызвали темы «Нартский эпос», «Народное искусство адыгов» и «Аталычество».

Непосредственное соприкосновение с прошлым своего народа, с его историей, традициями и обычаями кружковцам дает возможность четче осознавать свою связь с малой родиной, с жизнью и делами людей, живущих и прославляющих республику. Они начинают понимать всю ту ответственность, которая на них лежит, чтобы сохранить и преумножить всю ту богатую наследственность, которую оставили нам предки, и за будущее республики Адыгея.

Героический эпос о нартах - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа, его самобытности, олицетворяющий свободолюбивый дух адыгов, их многовековую борьбу против иноземных захватчиков.

Поэтому занятие по изучению нартского эпоса было очень интересным. Каждый ученик серьезно отнесся к своему заданию и выполнил его на «хорошо» или «отлично». В своих докладах дети отмечали, что нартский эпос является выдающимся фольклорным памятником мировой художественной культуры, что он содержит ценнейшую информацию об исторической памяти народов Кавказа. Также указывалась значимость нартского эпоса, ведь он приравнивается к таким мировым произведениям устного народного творчества, какими являются «Илиада», «Одиссея».

Именно поэтому 2000 год был объявлен ЮНЕСКО годом эпоса «Нарты». В начале и в конце занятия учениками были прочитаны стихи известного адыгского поэта И. Машбаша.

К концу учебного года я дала задание ученикам кружка написать все то, что они считают нужным включить в «адыгагъэ». Ответами были: человечность, уважение к себе и к окружающим, преемственность поколений, любовь к Родине, родная речь, язык, система статусов по старшинству, гостеприимство, бережное отношении к природе, красота (в широком смысле слова), мудрость, справедливость, терпимость, скромность, самоуважение.

Мы пришли к выводу, что утерю адыгагъэ мы должны воспринимать как утерю своей национальной идентичности, родного языка. Его сохранение важно для всего адыгского мира.

Ф. КУЛОВА,

педагог Центра дополнительного образования при МБОУ СОШ №5 а. Блечепсин.

Категория: Мои статьи | Добавил: ЦДО-админ (05.11.2018)
Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024